Равиндра Сварупа о Нараяне Махарадже

Война Нараяны Махараджа против ИСККОН

Уже стало очевидно всем, что Нараяна Махарадж настойчиво пытается проповедовать членам и прихожанам ИСККОН, и лекция за лекцией он останавливается на предполагаемых дьяволах среди членов Джи-Би-Си и других лидеров ИСККОН. Не только недовольные или ищущие чего-то лучшего покидают эту организацию “каништх” и “карма-йогов” (как обычно Нараяна Махарадж и его последователи характеризуют ИСККОН), чтобы уйти к нему, но и сам он действует крайне агрессивно, чтобы привлечь их и даже “реинициировать”. Он проводит свои летние кампании исключительно там, где много прихожан ИСККОН. Что привлекательного в Хьюстоне (Техас), чтобы проводить там столько времени? Может быть, это из-за того, что там располагается достигший огромных успехов центр Тамала Кришны Госвами?

Понятно, что такое агрессивные действия дают основания предполагать, что Нараяной Махараджем движут обида и месть. Действительно, такое навязчивое, враждебное поведение обычно свидетельствует о скрытых, неясных мотивах (пожалуйста, не отклоняйте это предположение на основании того, что Нараяна Махарадж является чистым преданным, а потому не может быть дискредитирован. Это – предположение, стоящее здесь под знаком вопроса).

Недавно почву для этого предположения укрепил один из старых учеников Прабхупады, который провел несколько лет с Нараяной Махараджем и его последователями, но теперь разочаровался. Этот преданный сообщает, что слышал лично – это было на Гаура-пурниму два года назад – как Нараяна Махарадж поклялся реинициировать учеников гуру ИСККОН. В соответствии с этим свидетельством, Нараяна Махарадж объявил, что поскольку Тамал Кришна Госвами, Гирираджа Свами и др. перестали приходить к нему, и поскольку мы не советуем нашим преданным посещать его, то это является доказательством того, что мы являемся “неистинными вайшнавами” (похоже, он использовал тот же аргумент, что и Вы, только без ссылки на Нарахари Саракара). И он объявил: “Я буду реинициировать их учеников!” Его настрой был таким: “Я покажу им! Я реинициирую их учеников!” И именно это он и пытается делать, весьма систематически.

 

Сомнительные претензии Нараяны Махараджа на то, чтобы быть учеником Прабхупады и его преемником

В 1990 году некоторые преданные, получавшие тогда шикшу от Нараяны Махараджа, убедили меня посетить его. В ходе нашей беседы мы коснулись “Обращения” Шри Ишопанишад. Я привел значение стиха и комментарий в том смысле, в котором это было представлено Шрилой Прабхупадой, упомянув, что этот мир, как эманация пурнам, также является пурнам.

Нараяна Махарадж немедленно оборвал меня и произнес (довольно поучительным тоном), что я понял текст неправильно. “Нет! — сказал он. — Материальный мир – не пурнам. “Идам” не относится к этому материальному миру, который не может быть пурнам. “Скорее, — сказал он, — “идам” относится к экспансиям вишну-таттвы, подобным Балараме. Они – пурнам.

Я был потрясен. Я был учеником Прабхупады, а он объявил мне, что в книгах Прабхупады были ошибки. Конечно, я сразу понял, что Нараяна Махарадж, должно быть, не знает книг Прабхупады. Он не был просвещен блестящим объяснением Прабхупады, что этот материальный мир нужно осознавать как полное целое.

(Было очень странным давать интерпретацию, игнорировавшую смысл обращения, и не обращать внимание на то, что повсюду в Бхагаватам и Упанишадах идам традиционно используется в значении “этот мир”, и как странно было использовать нейтральное местоимение в единственном числе для обозначения Баларамы и других экспансий. В соответствии с принципом “презумпции невиновности”, я предполагаю, что он достаточно учен, чтобы блеснуть знанием шрути-мантр. Во всяком случае, понимание Прабхупады, очевидно, гораздо более глубоко. В действительности, я почувствовал жалость к Нараяне Махарадже, который не воспользовался возможностью обучения у Прабхупады.)

Хотя во время нашей встречи Нараяна Махарадж показал свое умение распределять роли в процессе общения, принимая на себя роль учителя и навязывая мне роль ученика, он делал это с нажимом, и я решил сохранять дистанцию. Я предчувствовал неприятности.

Когда, несколькими годами позже, стало известно, что Нараяна Махарадж объявил себя первым, самым старшим учеником Прабхупады, и даже его назначенным преемником и, следовательно, нашим авторитетным шикша-гуру, я вспомнил эту встречу в 1990-м и не смог принять это заявление.

Не подчеркивал ли Прабхупада важность для нас его книг? Не говорил ли он, что общение с ним через его книги лучше личного общения? Так как же того, кто даже не потрудился прочитать его книги, можно считать его шикша-учеником? Как он может представить нам Прабхупаду?

Мне сказали, что роль, которую отводит себе Нараяна Махарадж, углубляется со временем. Сначала он был просто другом, мягким шикша-гуру. Ныне же, однако, он объявляет себя ачарьей-преемником Прабхупады, авторитетным ачарьей ИСККОН. И он говорит ученикам Прабхупады: “Я знаю вашего гуру лучше вас!” И бывшие когда-то последователями Прабхупады, такие как Джадурани даси, объявляют очевидное заключение: “Мы не можем узнать Прабхупаду, не пройдя через Нараяну Махараджа!”

(Она говорит: “Только уттама-адхикари может понять уттама-адхикари”, хотя тогда удивительно, как она смогла понять Нараяну Махараджа.)

Два года назад Локанатха Свами привел парикраму ИСККОН в Кешавджи Гаудия Матх в Матхуре, где Нараяна Махарадж весьма эмоционально обратился к ним. Он сказал, что имеет обыкновение “лежать под деревом тамала”, “положа свою голову на колени Гирирадже”. Он сказал, что даже Локанатха Свами был его другом. Но все они оставили его. Все его бросили.

И затем, когда парикрама удалилась, он вернулся к своим ученикам и сказал: “Среди них нет ни одного истинного последователя Шрилы Прабхупады! Я – единственный истинный последователь Шрилы Прабхупады!” Другие свидетели слышали, как еще раньше он заявлял: “Я – преемник Шрилы Прабхупады”, и даже “Я – ИСККОН”!

Разумеется, я нахожу странным, что Прабхупада, который так тщательно все нам объяснял, не открыл нам ничего о своих мистических планах продолжения ученической преемственности. Похоже, он передал это частным порядком Нараяне Махараджу. Например, Нараяна Махарадж объясняет, что слова Прабхупады о том, что Нараяна Махарадж может показать ученикам Прабхупады, как поместить тело их духовного учителя в самадхи, имеют тайный смысл. Нам показалось, что это относится к погребальной церемонии, но Нараяне Махараджу открылось более глубокое значение: что самадхи – это вечное погружение Прабхупады в Радха-Кришна-лилу и т.д. (Ну да, лишь уттама-адхикари может понять уттама-адхикари.)

Эти так называемые “наставления” цитируются для того, чтобы установить авторитетность для нас Нараяны Махараджа. В действительности, они могут убедить лишь тех, кто уже принял его авторитет и верит в истинность его личных “осознаний” в отношении планов Прабхупады. На основании его авторитета вы принимаете, что эти слова Прабхупады (и, возможно, все его слова?) содержат тайный смысл в дополнение к явному, и вы принимаете Нараяну Махараджа авторитетным переводчиком этого тайного смысла.

Я боюсь, что мы находимся в начале пути, ведущего к отклонению. Если бы мы приняли эти заявления Нараяны Махараджа, мы бы проигнорировали очевидные указания, данные нам Прабхупадой, и повторили бы ошибку Гаудия Матха, не выполнившего распоряжений его основателя-ачарьи. В то время как предполагаемые указания Нараяне Махарадже известны только ему и зависят от того, примем ли мы его авторитет как толкователя Прабхупады, наставления Прабхупады нам ясны, открыты и прямы, и он предостерег нас от безумия отклонения от них.

Почему этот Гаудия Матх развалился? Потому то они попытались стать больше своего гуру. Перед своим уходом он дал все указания, никогда не говоря, что вот этот должен стать следующим ачарьей. А эти люди, тотчас после его ухода, стали сражаться друг с другом за право стать ачарьей. Это – конец. Они никогда не пытались подумать: “Почему Гуру Махараджа дал нам так много наставлений, и никогда не говорил, что вот этот человек должен стать ачарьей? Они захотели искусственно сделать кого-то ачарьей, и все рухнуло. Они никогда не задумывались просто с позиции здравого смысла, что если бы Гуру Махараджа захотел бы указать на кого-то как на ачарью, почему же он этого не сделал? Он говорил о стольких вещах, а это упустил? В самом деле? И они настаивают на этом. Они объявили какую-то недостойную личность ачарьей. Затем другого, другого ачарью, другого ачарью… Так лучше уж вечно оставаться глупцом, направляемым Гуру Махараджем. Это – совершенство.

(Беседа, Бомбей, 16 августа 1976 г.)

Будучи учеником Прабхупады, представьте себе, что Вы стоите перед ним и объясняете, почему Вы выдвинули Нараяну Махараджа на роль следующего ачарьи ИСККОН. На основании чьего авторитета? Если разобраться, лишь на основании авторитета Нараяны Махараджа, поскольку Вы слепо верите ему, когда он объявляет: “Я понимаю вашего Гуру Махараджа лучше, чем вы”.

Таким образом, я предполагаю, что мои братья и сестры в Боге, следующие за Нараяной Махараджем, делают это слепо, будучи обманутыми самозванцем.

 



Один комментарий к “Равиндра Сварупа о Нараяне Махарадже

  1. Обратная ссылка:Письмо Равиндры Сварупы даса относительно Нараяны Махараджа — Равиндра Сварупа Даса — Ravindra Svarupa Dasa

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *