«Реинициация»: насущная потребность или духовная ошибка?

Эта статья была перепечатана на моем старом сайте. Думаю, имеет смысл опубликовать её и здесь.

Однажды в электронной конференции ISKCON Guru Vrinda разгорелась оживленная дискуссия на тему так называемой “реинициации”, или “истинной инициации”, которую последователи Нараяны Махараджа весьма настойчиво рекомендуют принять преданным ИСККОН. Как выяснилось, разобраться в этом вопросе не так просто, как это может показаться на первый взгляд… Тем не менее, долг каждого ученика – четко понимать свои обязанности по отношению к гуру, а также знать этикет поведения с другими преданными, ибо “все вайшнавы являются гуру”.

Ни для кого не секрет, что существует немало преданных, по тем или иным причинам покинувшим ИСККОН в поисках чего-то “более возвышенного”. Что ж – как говорится, “насильно мил не будешь”, да и не в правилах духовной жизни принуждать человека к тому, куда отдать свое сердце. Все равно каждый решает это сам.

Однако, мы постоянно сталкиваемся с необходимостью сделать правильный выбор в той или иной ситуации – выбор, который в первую очередь должен быть основан на принципах духовной науки. А отношения с гуру являются тем звеном, которое связывает нас с Верховным Господом, и каждый серьезный ученик понимает, что от правильного поведения в этих отношениях зависит его духовная жизнь. Конечно, наш гуру не всегда находится рядом – скорее наоборот, да случается так, что связь эта как-то не очень ощущается… “А существуют ли у меня, вообще, отношения с духовным учителем? А вдруг он не чистый преданный? Что же будет со мной?” – подобные мысли – далеко не редкость в уме начинающего преданного, к каковым относится большинство из нас. И тут возникает заманчивое предложение…

Суть дискуссии, разгоревшейся в КОМе, сводится к тому, что последователи Нараяны Махараджа пытаются убедить членов ИСККОН в том, что их духовный учитель является уттама-адхикари, преданным высочайшего уровня, что именно он является истинным преемником Шрилы Прабхупады и потому лишь он способен дать истинную дикшу – духовное посвящение.

Агха-рипу прабху, принявший посвящение у Нараяны Махараджа, пишет:

“Если “инициированный” ученик еле дочитывает (или не читает вообще) свои круги, не знает смысла дикша-мантр, которые повторяет, смотрит по ночам видик, ходит на дискотеки и т.д. – есть ли у него шраддха? Получил ли он дикшу или просто прошел обряд инициации? Если “инициированный” ученик совершает свою садхану для того, чтобы избавиться от страданий, — знает ли он что-либо о цели бхакти-садханы, для чего она нужна? Занимается ли он бхакти-садханой? Можно ли говорить о посвящении? Очевидно, нет.

Поэтому, если Шрила Нараяна Махараджа, или Шрила Бхактиваллабха Тиртха Махараджа, или в прошлом Шрила Шридхара Махараджа, Шрила Бхактипрамода Пури Махараджа дают или давали посвящение тем, кто прошел “обряд” инициации, они никого не реинициировали – они дали им истинную шраддху, истинное посвящение, истинную самбандху, истинную садхью, истинную садхану – то, чего не было”.

Как можно видеть, здесь приведены достаточно веские доводы в пользу реинициации тех учеников, которые не получили от своих гуру достаточно сильной веры, глубокого знания, а также силы следовать правилам и предписаниям садхана-бхакти. Однако стоит ли винить в этом духовного учителя?

Поэтому у одной из участниц дискуссии возник вопрос: “А я полагала, что если у меня духовные проблемы, то это от недостатка усердия и искренности, и вообще, моя вина! А по вашим словам выходит, что это из-за того, что я просто прошла обряд инициации, а дикшу на самом деле так и не получила. И для того, чтобы получить истинную дикшу и обрести шраддху, мне следует обратиться к кому-то другому? Ведь в первый раз я ничего этого не получила? И вообще, это не моя вина, что у меня нет шраддхи?

И еще вопрос: я не сомневаюсь в том, что среди учеников гуру из других матхов, перечисленных в вашем письме, тоже были и есть нерадивые ученики. Почему?”

Далее Агха-рипу прабху утверждает: “Если он (Шрила Нараяна Махараджа) видит, что человек по той или иной причине не получил истинной дикши, как она описана в шастрах, и у него нет настоящей связи с рупануга-сампрадайей, он дает посвящение. Это не называется реинициацией, это называется просто инициацией”.

Мадана-мохан прабху ответил на его письмо следующим образом:

Примите мои почтительные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде и его верным последователям. Можно мне, не вступая в эту дискуссию, задать лишь один вопрос Агха-рипу прабху? Не усматривайте в нем подвоха – за ним лишь желание посмотреть на ситуацию Вашими глазами.

Я нахожусь сейчас в Нью-Дели, и до меня доходят вести о том, что иногда происходит в обществе вайшнавов во Вриндаване. Так вот, как бы Вы расценили поведение вайшнава, который в свое время получил “просто инициацию” в ИСККОН, затем “просто инициацию” у Шрилы Нараяны Махараджа, а теперь “просто инициацию” у одного вайшнава на Радха-кунде, каждый раз мотивируя свой переход тем, что, говоря Вашими словами, он:

…по той или иной причине не получил истинной дикши, как она описана в шастрах, и у него нет настоящей связи с рупануга-сампрадайей, и что вопрос с гуру каждый решает в своем сердце и в согласии с шастрами. Но если кто-то нашел причины получить посвящение у того или иного уттама-вайшнава в рупануга-сампрадайе, мы не должны осуждать его за это и несправедливо называть это “реинициацией”. Радоваться надо: махат-севам…

Ваши комментарии?



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *